лютня, дальняя родственица гитары

11.03.2014 20:02

 Попытки установить истоки инструмента приводят к лютне, появление которой считается более ранней. В конце 15 века гитара обладала головой с наклоном, клками на её задней поверхности, корпусом с плоским дном или с небольшой выпуклостью, отдельным грифом, центральной розеткой и четырьмя сдвоенными струнами. 

 

 

Наступление возрождения обозначило переломный момент в исследованиях происхождения гитары: с этих времён сохранились образцы инструментов и документальные свидетельства. Струны гитары настраивались обычно попарно, то есть сдвоенные струны настраивались в одной и той же тональности или же по октавам. Для виуэлы, которая была популярной в конце 15 века и оставалась средневековым прототипом гитары на протяжении всего 16 века, была характерна манера настраивать разные парные струны в унисон. Гитары 16 века располагали четырьмя или пятью парными струнами (извесны даже образцы с шестью) и были меньшего размера по сравнению с современными. Судя по всему, инструменты с пятью сдвоенными струнами предпочитали использовать в аккомпанименте, а с четырьмя - в полифонической музыке, что подтверждаеттся в "Tres libros de musica en cifras para vihuela" (Три книги с музыкой в цифрах для виуэлы) Алоносо Мударры. 

В сочинении, предназначенном для техники щипка, не приводились ноты, которые следовало исполнять, а содержалась система символов, в которой указывалось расположение пальцев на каждой из струн и длительность нот. За трудом Мударры последовали многие другие. Инструмент, которому были посвящены эти работы, был меньше, чем современная гитара, с менее, чем современная гитара, с менее обозначенным служением (хотя оно было более заметно, чем у виуэлы) и с зачастую тщательно изготовленной розеткой в том месте, где сейчас распологают отверстие ящика. Дно чаще всего было плоским. Звук извлекался с помощью плектра, и обычно струны были металлическим. Лады делались из металла, так же как и на современной гитаре. В тех случаях, когда они изготавливались из кишок, их обвязывали вокруг грифа. С переходом Возрождения в раннее  Барокко, вариант с четырьмя сдвоенными струнами уступил место более распространённому виду с пятью, что к середине 16 века стало общепринятом явлением. Идея добавления пятой струны, так называемой примы, исторически приписывают Висенте Эспинелю, в связи с чем в дальнейшем она получила имя эспинелы.     

 

  Пвое сочинение, предназначенное для этого вида, вошло в "орфеева лира" мигеля де фуэнльяны, изданного в испании в 1554 году. По сути, оно было написано дя инструмента, настроенного так же, как современная гитара, но без самой высокой по звучности струны.Год спустя, другой испанец, Хуан Бермудо, упомянул о некоторых усовершенствованиях, но дополнение, предложенное Фуэльяной, снова  

встречаются в произведении Испанская гитара Хуана Карлоса Амата, опубликованном в 1596 году. Амат проанализировал главным образом роль гитары в аккомпанименте и рассмотрел технику так называемой " ударной музыки", состоящей во взятии аккордов левой рукой, в то время как правой совершаются переборы. В то время получила развитие система табулатуры, появившаяся в первом труде о гитаре с пятью парами струн, собранном Франсиско Палумби в 1950-х годах, в котором аккорды обозначаются буквами алфовита. В данной схеме используется также ряд вертикальных линий для указания

направление ударов правой руки: сверху вниз и наоборот. Табулатура превратилась в саму распространённую систему нотации для гитары в 17 веке. Итальянец Джироламо Монтесардо присвоил себе авторство игры переборами с алфовитной нотацией в работе " новоизобретённая табулатура для исполнения танцев на испанской гитаре без цифр и букв ". Тем не мение, Амат уже её упомянул в своём труде. В середине этого столетия гитара с пятью струнами была  общепринятой в Италии, Англии, Франции и Испании. С этой разновидностью существовала ещё одна, меньших размеров, известная как гитарилья или гитарильо.